Почему у Путина нет никаких шансов даже частично оккупировать Украину
Вот уже 22 дня, с 24 февраля, Украина вместе с ВСУ и Теробороной героически защищает страну от очередной российской агрессии
Да, вооруженные силы кровавого кремлевского режима уже захватили достаточно большую территорию на юге и востоке Украины. Но, смогут ли они ее долго контролировать? Аналитический материал от зарубежных СМИ, мнение, которе нельзя игнорировать.
Рассмотрим самый худший вариант, что в эти ближайшие месяцы РФ действительно потенциально сможет получить контроль над огромной территорией, простирающейся от Киева на севере до Одессы на юге и Донбасса на востоке. В случае успеха российские оккупационные силы возьмут на себя ответственность примерно за 15-20 миллионов человек на территории размером с Норвегию.
И такая оккупация была бы непростой задачей даже при самых благоприятных обстоятельствах. К несчастью для русских, они столкнулись с худшими для оккупирующей державы обстоятельствами. Исторические случаи оккупации и борьбы с повстанцами предполагают, что Россию ждет катастрофа. Шансов, что Россия успешно оккупирует Украину, практически нет.
Успешные оккупации иностранными державами имеют некоторые заметные общие черты. Как правило, шансы на беспрепятственную оккупацию увеличиваются, когда население приветствует оккупанта; поддерживает приемлемое местное самоуправление; может рассчитывать на компетентные местные силы обороны; применяет терпеливую, гуманную тактику контроля популяции; отказ местного населения повстанцам в убежище; и удерживание антагонистических иностранных держав от срыва оккупации. Любая оккупация сталкиваются с трудностями, и в ближайшей истории, есть только несколько успешных примеров. Коалиционная оккупация Германии после второй мировой войны, но тогда немцы были морально готовы к оккупации. И коалиционная оккупация Боснии и Косово в целом была успешной.
Украина будет непохожа ни на один из этих успешных случаев. Если предположить, теоретически, что Россия оккупирует 1/3 Украины (Путин все еще может решиться вести переговоры о выводе войск) и предположить, что украинцы продолжат сопротивляться оккупации, ряд факторов выстроится как за, так и против русских.
Факторы «за»
Войска Путина выигрывают от культурной и географической близости. В отличие от Ирака, и Афганистана, где американские оккупационные силы изо всех сил пытались понять население и взаимодействовать с ним. Российские оккупанты не столкнутся с этими трудностями в Украине. Большинство украинцев могут говорить и понимать по-русски. Оккупанты и оккупированные будут иметь много общих культурных норм и традиций. Эти общие черты облегчат российским оккупантам взаимодействие, необходимое для того, чтобы повлиять на некоторых украинцев, чтобы они поддержали или, по крайней мере, молча согласились с оккупацией.
Российские оккупанты, действуя с базовых баз сразу за общей границей, также будут иметь относительно короткие линии связи и возможность быстро подкрепить или перегруппировать силы по всей территории оккупированной Украины по мере необходимости. Эти два фактора фактически суммируют преимущества России.
Факторы «против»
Маловероятно, что украинцы поддержат российскую оккупацию. Украинцы в Херсоне и Мелитополе начали активно протестовать против российской оккупации практически сразу после падения их городов. Поддержка вторжения незначительна за пределами пророссийских анклавов на востоке Донбасса. Отсутствие народной поддержки и активная широко распространенная враждебность по отношению к оккупантам обычно коррелируют с неудачной оккупацией.
Россия почти наверняка не сможет создать марионеточное правительство, которое украинцы сочтут легитимным. Маловероятно, что украинцы будут стекаться на призывные пункты, чтобы служить в пророссийских военизированных формированиях полиции или армии. Отсутствие поддержки означает, что плохо подготовленным российским солдатам придется обеспечивать управление и безопасность всей оккупированной территории. Активное противодействие российской оккупации также предвещает появление изнурительного повстанческого движения.
Тем временем повстанцы получат убежище и мощную иностранную поддержку. В историческом исследовании 89 исторических случаев повстанческого движения наличие убежища повстанцев тесно связано с победой повстанцев. Если у повстанцев есть безопасное место для мобилизации, отдыха, вербовки и обучения своих сил, уничтожить их практически невозможно. По всей вероятности, украинцы смогут действовать за пределами Западной Украины годами, а если нужно, и десятилетиями. Если удастся сохранить международную поддержку перед лицом экономических и политических проблем, Западная Украина также послужит каналом для оружия, припасов и боеприпасов, которые повстанцы будут использовать для уничтожения российских оккупантов.
Сейчас русские, похоже, делают ставку на свою способность подчинить украинцев, разрушив их инфраструктуру и сломив их волю к войне. Есть случаи в истории, когда почти полное уничтожение коррелирует с подчинением. Однако, если у них есть хоть какая-то надежда обезопасить или аннексировать Восточную Украину, русским придется возрождать разрушенную ими инфраструктуру. Это будет чрезвычайно дорогое мероприятие, и русские, вероятно, не смогут его себе позволить или успешно выполнить. Разрушая украинскую инфраструктуру и убивая мирных жителей, русские также порождают непреходящую первопричину враждебности, которая, как правило, подпитывает мятежи на долгие годы.
К тому же, у русских плохой послужной список, когда дело доходит до оккупации. Они безрезультатно крутились в Чечне в 1994 году, а в 1999-2000 годах им пришлось прибегнуть к грубой жестокости, чтобы подавить население, которое составляет одну двадцатую от численности населения, которое они стремятся контролировать в Украине.
По всей вероятности, войска, которым поручено оккупировать Украину, практически не будут обучены военно-гражданским отношениям или борьбе с повстанцами. Российские призывники, вынужденные участвовать в вторжении, особенно плохо подготовлены к деликатным гражданским стычкам после вторжения и использованию дисциплинарной сдержанности, необходимой для предотвращения дальнейшего разжигания антироссийских настроений.
Учитывая высокую вероятность обременительной и неудачной оккупации, многие эксперты анализируют жизнеспособные альтернативы для Путина. А у него может их просто и не быть. Как обнаружили это когда-то Соединенные Штаты во Вьетнаме, Ираке и Афганистане. Поэтому, как любят говорить сейчас украинцы русским оккупантам, «добро пожаловать в ад».
Автор мнения Бен Коннабл
Бен Коннабл, доктор философии, является старшим научным сотрудником Атлантического совета и адъюнкт-профессором исследований в области безопасности в Джорджтаунском университете. Он является автором книг «Как заканчиваются мятежи» и «Воля к борьбе».
Читайте еще,
Немає коментарів:
Дописати коментар